Карта блога

6 ноября 2016 г.

Еще немного о финнах

Финляндия… Что вы чувствуете, когда слышите это название? Среднестатистический украинец знает об этой стране не так уж и много, а о ее жителях – и того меньше. Финны пали жертвой стереотипов чуть более других наций. Медленные, неразговорчивые, скрытные – о них ходит много шуток, придуманных, в основном русскими. Как говорится, нет дыма без огня, но разве только эти качества характерны для жителей Суоми?
Лично я испытываю к этой стране очень сильные и теплые чувства, все, кто близко со мной знаком, об этом знают. Я бывала там, общалась и общаюсь с финнами разного возраста и социального положения, и именно благодаря этому я не просто влюбилась в эти края, а оставила там свое сердце, ведь главное богатство любой страны это, прежде всего, ее люди.
Когда любовь переполняет сердце, ею хочется делиться, наверное поэтому мне захотелось вставить свои пять копеек в то, что уже сказано и написано об этом чудесном северном народе. Я не стану рассказывать о тех финнах, которые заняли значительное место в моей жизни, хотя, возможно, это и показало бы наиболее ярко всю красоту финской души, но с удовольствием поведаю о том, каких людей вы встретите на улицах, если поедете в Финляндию. Не могу сказать, что рассказанные ниже истории на 100% раскрывают всю «финскость» и прелесть этих людей, но зато это мой личный опыт.
*Спокойствие, только спокойствие!
Погружение в финскую атмосферу для меня началось еще в Киеве, на борту самолета. Определить, кто из пассажиров финн, совершенно нетрудно, причем как внешне, так и по уровню культуры: светловолосые с минимальным макияжем женщины и аккуратные мужчины в костюмах были очень вежливы и спокойны. Настолько спокойны, что даже орущий на ухом младенец и проползающий под креслом мальчик, на которого в ужасе оглядывались мои соотечественники, не смогли помешать финнам мирно уснуть в своих креслах. Эдакий островок спокойствия посреди дурдома.
*Missä minä olen? (где я?)
Скажу прямо: ориентация на местности – явно не мой конек. Я запросто могу заблудиться в родном городе, чего уж говорить о другой стране. Тем не менее, перед второй поездкой в Финляндию я была уверена: даже если все карты и навигаторы в телефоне перестанут работать, я точно не пропаду. Так и получилось.
Нагулявшись туда-сюда по Тампере, я так и не нашла остановку нужного мне автобуса, поэтому решила попросить помощи у местных. Моя «жертва», приятная молодая женщина, понятия не имела, где остановка, но с готовностью помочь побежала к карте города со всеми городскими маршрутами, висевшей неподалеку, и стала искать нужный мне маршрут. Увидев это, к нам подошло еще несколько человек, чтобы помочь разобраться. В общем, со мной носились, как с писаной торбой, пока не нашли то, что нужно, и чуть ли не за руку туда отвели. Такое поведение скорее норма, а не исключение - сколько я ни спрашивала что-то у прохожих, никто, вот просто НИКТО не оставил меня без ответа. Даже если человек не знает, как помочь, он будет спрашивать своих друзей, других прохожих или искать карты в интернете – но вас не бросят. По крайней мере, так было со мной.
*Транспорт
В общественном транспорте потерявшийся/растерявшийся иностранец тоже не останется без помощи, так как к удобным и чистеньким автобусам в Финляндии прилагаются еще и вежливые водители в красивой форме, всегда готовые прийти на выручку. Добираясь в свой отель в Тампере, я очень смутно представляла, где мне нужно выходить, а заковыристое название нужной улицы так и не запомнила. Подъезжает автобус. На остановке стоит несколько человек. Двери автобуса открылись, и… нет, никто не побежал занимать свободное место, как это бывает у нас на родине, все наоборот: каждый считал своим долгом пропустить вперед рядом стоящего человека, и только потом входить самому. Заходишь – веселый светловолосый водитель в форме улыбается и здоровается с каждым пассажиром. Называю ему нужный мне адрес, водитель на секунду задумывается, потом достает свой смартфон, открывает маршрут этого автобуса. Дружелюбно рассказывает, сколько остановок и минут нужно проехать, как называется моя остановка, и любезно предлагает сесть недалеко от него, чтобы он мне сообщил, где выходить (все остановки – по требованию, с открытыми дверями, как у нас, по полчаса не стоят, хотя если видят, что кто-то бежит, всегда подождут). Когда мы приехали, он еще и объяснил, как дойти до нужного мне отеля, и даже с какой стороны там вход.
Еще история. Иду рано утром из пункта А в пункт Б. Увидев подъезжающий автобус, решила узнать, не в нужном ли мне направлении он едет. Заходишь – водитель, ухоженный мужчина средних лет в белоснежной форменной рубашке, улыбается и говорит «Доброе утро». Приятно. Здороваюсь, спрашиваю, не едет ли он в пункт Б. Водитель, уточнив, что конкретно я ищу, достает справочник, внимательно ищет нужную улицу (нет, просто представьте на минутку такое кино в украинской маршрутке!), а потом говорит: «Вы можете еще 100 метров пройти? Это тут близко, вот так прямо и налево, зачем же 3 евро за проезд платить?» Вроде бы, такая мелочь, но это очень приятно, согласитесь.
*Безопасность
В Финляндии очень низкий уровень преступности, и это заслуга не столько полиции, сколько самого народа, который считает, что брать чужое – стыдно, не говоря уже о более серьезных преступлениях. Несмотря на это, на меня произвело большое впечатление, когда я собственными глазами увидела, как хозяева, уходя, оставляют входную дверь незапертой, и это при полном отсутствии забора. «Да кому оно нужно?», «Что тут брать то?» – рассуждают финны.
Не беспокоиться о своей безопасности можно и на улице, причем в любое время суток. Не то что бы преступности нет вообще, но ее значительно меньше, чем у нас. При одной мысли о том, что мне бы пришлось ночью идти пешком из одного населенного пункта в другой у себя на родине, мне становится не по себе. Что же касается Финляндии, то от ночной прогулки длиной в 8 километров у меня осталась масса впечатлений, причем самых положительных: вокруг тишина, красота и умиротворенность.
С наступлением утра гулять не менее приятно, чем ночью. В 6-7 часов я встречала исключительно велосипедистов или собачников, выгуливающих своих четвероногих друзей. В Киеве же мне в такое время суток чаще встречаются четвероногие люди (те, что квасили всю ночь). Хотя стоп, встретилась мне в Тампере и компания гоповатых негритосиков, слушающих реп. Видимо, уже не первый год в Финляндии, потому что по-фински говорят неплохо (насколько я смогла это оценить). «Куда ты идешь? – улыбаясь спросил один из них, – Я на машине, хочешь подвезу?» К такого рода приключениям я готова не была, но, к моему удивлению, реакция на мой отказ оказалась вполне миролюбивой: «Ок, хорошего дня».
*Я вас не понимаю
Финский язык – это вообще отдельная тема. Он совершенно не похож на большинство европейских языков ни по структуре, ни по звучанию, а из-за обилия длинных звуков, как гласных, так и согласных, ошибочно принято считать, что разговаривают на нем очень меетленноо. Но, услышав хоть раз финскую речь, вы сильно удивитесь – по скорости говорения финны не сильно отстают от темпераментных итальянцев.
Можно ли выжить в Финляндии без знания финского? Знают ли финны английский? Да, причем очень хорошо. То, что у финна считается плохим английским, соответствует примерно уровню upper intermediate, ну intermediate в крайнем случае. И, тем не менее, финнам (как и любому другому народу) очень приятно, когда вы хотя бы пытаетесь говорить на их языке. Попробуйте заменить дежурное «Do you speak English?» на «Puhutteko englantia?», и без того добродушные люди расцветут еще больше.
Хоть и редко, но исключения все же бывают, когда местные могут объясниться только по-фински или по-шведски (это, преимущественно, уже пожилые люди). Но языковой барьер не будет помехой, если финн вознамерился вам помочь. Пример: Хельсинки. Сбылась моя давняя мечта – наконец-то я покатаюсь в метро. В принципе, можно пройти и без билета, ноги, как в киевском метро, тебе не защемит. Но зайцем ехать не хочется. Оглядываюсь по сторонам, пытаясь решить, в каком из автоматов нужно купить билет. Буквально сразу милая финская бабушка замечает растерянность на моем лице и подходит с вопросом не нужна ли мне помощь. Но вот незадача: бабушкин английский столь же ужасен, как и мой финский. Я уже морально приготовилась к тому, что бабуля, пожав плечами, уйдет, но она и не думала сдаваться, в итоге не только помогла купить мне билет, но и показала, на какую сторону садиться и где выходить. Чуть позже, уже в поезде из Хельсинки я еще раз убедилась в том, что даже если вы не понимаете финский, вам настойчиво будут пытаться объяснить/показать/помочь до тех пор, пока эти усилия не увенчаются успехом.
*Молчание – золото
Финны не любят излишний треп и болтовню ни о чем – с этим не поспоришь. Но ведь это вовсе не значит, что они молчаливые и угрюмые люди, какими их любят описывать в анекдотах. На деле, завести разговор не так сложно. Если остановить прохожего на улице и спросить его о чем-то (как куда-то пройти, например), то вам не только помогут, но и почти наверняка поинтересуются откуда вы, как вам страна и т.д. По пути в центр города нам совершенно легко удалось разговориться с финским парнем из Рованиеми, болтая с ним всю дорогу до пункта назначения.
*Личное пространство
Финны очень дорожат своим личным пространством. Может быть поэтому я так комфортно чувствую себя в этой стране. Где бы вы ни были: магазин, транспорт, или фан-зона на рок-концерте – ваше пространство остается только вашим, никто не садится до неприличия близко, не толкается, да и вообще не прикасается. Особенно это ценно на концертах, где собираются тысячи людей. Какой бы огромной ни была толпа, в Финляндии вас уж точно не задавят и не затопчут. Хотите пройти ближе – просто вежливо попросите. «Эй, куда прешь?» осталось здесь, у нас.
*Обслуживание
В магазине, кафе или отеле – в Финляндии ты чувствуешь себя комфортно везде. Помимо безупречного владения английским, продавцы и другой обслуживающий персонал всегда предельно вежливы и тактичны: с вами всегда любезно поздороваются и помогут, если нужно, при этом не стоя над душой, пока вы выбираете товар. Приятное впечатление произвел немолодой финн, владелец небольшого, но очень уютного отеля в Тампере, где я остановилась: он мне решил отдать лучший (и более дорогой) номер, просто потому, что он оказался свободным, при этом не взымая никакой дополнительной платы.
*Дети природы
Один путешественник с немалым опытом как-то сказал: «Есть на свете одна страна, где вся красота земли собрана в одно целое, и называется она – Финляндия». И это правда, ведь финская природа шикарна и разнообразна. Финны это знают и ценят, очень бережно относятся к тому, что имеют, и просто обожают проводить время на свежем воздухе, особенно в лесу. Мой новый знакомый из Чили, который приехал в Финляндию учиться, сказал: «Во всех странах мира, чтобы попасть в лес, нужно выехать за город. В Финляндии же лес находится прямо в городе». От себя могу добавить, что 65% территории покрыто лесами, все они в идеальной чистоте, независимо от того город это, или нет. В получасе езды от Хельсинки я впервые увидела, как растет голубика (та, которая у нас продается по гривне за одну ягодку), причем каждый может рвать столько, сколько хочет и где хочет – об этом говорит финский «Закон о праве на природу». Заботятся здесь и о животных, не обижая и подкармливая даже диких зверушек. Любовь к братьям нашим меньшим особенно заметна на любой трассе: она обязательно будет ограждена специальной сеткой, чтобы дикие животные не выходили на дорогу и не попадали под колеса. Помимо ограждений финны строят еще и специальные переходы для животных, для оленей – даже с подсветкой, я, правда, лично их не видела.
Это только маленькая часть того, что я видела и знаю. Все эти случаи самые заурядные, зато из моего опыта – не хотелось пересказывать чьи-то истории, которых полно в интернете. По большому счету, похожее поведение присуще многим европейцам, не только финнам, хотя у последних есть свой неповторимый шарм и изюминка. Это невероятно добрые, дружелюбные, чуткие и отзывчивые люди, чем-то похожие на муми-троллей – героев рассказов финской писательницы Туве Янссон, которые стали одним из неотъемлемых символов Финляндии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий